Реверберация - это достаточно не распостраненное понятие, термин. Реверберация связана с явлением постепенного исчезновения звуковой энергии после того, как источник заглушен, т. е. Возникновением большого количества волн, отраженных от поверхности комнаты. Поэтому в комнате с эхом человеческое ухо ощущает, как будто звук затягивается из-за явления реверберации. Это явление лучше всего наблюдается в пустых помещениях с большими отражающими поверхностями.
Реверберация состоит из звуков первых отражений, а также ранних отражений от потолка, пола и боковых стен. За всеми этими отражениями скрывается хвост реверберации, состоящий из 2000 отражений, которые достигают уха слушателя после первых отражений.
Концепция реверберации также связана с концепцией начальной задержки: ITDG (Initial Time Delay Gap). Это разница во времени между исходным звуком и звуком от первого отражения. Иногда с начальными задержками имел дело ученый Беранек, по его словам, из этого следует, что время ITDG (t1) должно быть в пределах от 15 до 30 миллисекунд. При времени первого отскока от 50 до 70 миллисекунд у слушателя возникает ощущение, что он находится в большом пространстве. Все остальные отражения, которые достигают более 100 миллисекунд, воспринимаются слухом как эхо. Считается, что ранний отскок находится в диапазоне 80 миллисекунд.
Концепция реверберации незаменима для концепции времени реверберации. Время реверберации - это время, по истечении которого уровень звукового давления падает на 60 дБ после выключения источника звука. Это эквивалентно тысячной стоимости стартового звука. Время реверберации является одним из основных критериев акустической оценки интерьеров, потому что время реверберации не должно быть слишком большим или слишком маленьким, чтобы мы не чувствовали себя в акустически мертвой комнате. Исключением из правил являются так называемые безэховые камеры, в которых мы хотим максимально короткое время реверберации за счет устранения отражений, как можно большего поглощения и рассеивания звука.
Время реверберации зависит от многих факторов: размера и формы комнаты, типа и расположения материалов, из которых она сделана, температуры, влажности и частоты звука. Существует множество математических формул для расчета времени реверберации. Один из самых популярных - это узор Сабина, другие - например, Айринга или Миллингтона-Сетта.